Театр «ФЭСТ» на финишной прямой к подведению итогов новой режиссерской лаборатории «Восемнадцать минус» – конкурса, по итогам которого в театре появится постановка для подростков. Чтобы не прогадать и создать настоящий хит, организаторы обратились прямо к детям. Ребята оценивали готовые эскизы режиссеров и своими выводами порой сильно удивляли взрослых.
Обращаться к мнению подрастающего поколения в подмосковных театрах уже начали. Один из ярких примеров – Международный Большой детский фестиваль, который ежегодно проводит Губернский театр Сергея Безрукова. Зрителям показывают лучшее, что создано в мире культуры и искусства для детей – спектакли, мультики, кино и цирковые номера, а победителей выбирает исключительно детское жюри. Такой же логики придерживается Московский областной театр кукол. Недавно они провели свой фестиваль «Театр кукол – без границ». Награды здесь предусмотрены от семейного жюри. Дети и взрослые отдельно решают, кто, по их мнению, лучший.
Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» пошел дальше. Мнение тут решили спрашивать не постфактум, а сразу в процессе создания новой постановки. На первом этапе театр отобрал восемь лучших режиссерских эскизов, а потом пригласил на роль экспертов подростков из театральных студий Мытищ и Королева. Они смотрят работы, делятся своими мыслями с жюри и говорят, какой из представленных эскизов имеет все шансы завоевать их аудиторию и что лучше выпускать.
Среди восьми претендентов на полноценный спектакль, который появится в «ФЭСТе» в следующем сезоне, – «Бог ездит на велосипеде» о взрослении двух 14-летних ребят от худрука Великолукского драмтеатра Юрия Печенежского, «Над пропастью во ржи» от питерского режиссера Петра Куртова, который для эскиза превратил сцену театра в комикс, спектакль по пьесе Розова «В дороге» от Антона Понаровского из Пушкино.
– Удивительная вещь – звучит шутка, ребята смеются, а я даже понять ее не могу. Представляете?! – восклицает худрук «ФЭСТа» Игорь Шаповалов. – Это значит, что мы правильно делаем, что экспериментальным путем пытаемся найти лучший материал для подростков. Ни один дяденька не в состоянии понять те чаяния, которыми они живут. Например, видят дети в эскизах вставку про молодежную тусовку – их это не цепляет. Им нравятся глубокие вещи! Например, они обсуждают христианскую идеологию! Я не ожидал, что сфера их интересов так широка и глубока.
16-летняя Настя Лавряшина стала одним из экспертов. С четырех лет она играет в детских театрах Королева, хочет стать режиссером. Любовь к искусству передалась от мамы. Юлия Лавряшина – известная писательница и лауреат литературной премии имени Пришвина за 2020 год.
– С детьми и взрослыми все понятно, – считает Настя. – А мы, подростки, аудитория размытая. Лучше спросить, что нас волнует. Мне лично интересна тема отцов и детей, дружбы и предательства, взаимоотношения с одноклассниками.
В личном топе у Насти эскизы «Бухта Тайдзи», «Книжный вор» и «Это все она».
– Это самые яркие и любимые. В последнем все завязано на диалогах, – говорит юная актриса. – Здесь о том, как по-разному к одному и тому же относятся взрослые и дети. По сюжету между сыном и матерью портятся отношения после смерти отца. Мать пытается найти к нему ключик и для этого создает фейковую страницу в соцсетях, добавляется к нему в друзья, как будто она тоже девчонка-подросток.
Итоговый выбор в театре сделают в августе – сентябре, и в новом сезоне появится спектакль, который точно оценят старшеклассники.
Анастасия Федорова
"Подмосковье сегодня"
Фото А. Кузьменко