Мытищинский театр "ФЭСТ" опубликовал открытое письмо, в котором обращается с призывом поддержать его в ситуации, напоминающей происходившее в новосибирском театре "Глобус" (о том, что происходило в Новосибирске, журнал ТЕАТР. подробно сообщал ранее).
Письмо, адресованное президенту РФ, министру культуры, губернатору Московской области, председателю СТД, а также "театральной общественности, жителям городского округа Мытищи и всем гражданам Российской Федерации, неравнодушным к судьбе театрального искусства в стране", рассказывает о странных действиях со стороны местных властей, в частности, изменивших устав театра, коллектив которого теперь не может влиять на собственную судьбу, сокративших финансирование экономически успешного театра, а также "оптимизировавших" экономическую деятельность "ФЭСТа".
Контракт с бессменным худруком театра Игорем Шаповаловым неожиданно ограничили 2020-м годом с явным намерением более его не продлевать. Показательно, что помимо срочного контракта Шаповалову была изменена должность как таковая, и теперь он стал ответственным не только за художественный аспект деятельности театра. Отвечавший за административно-финансовый блок деятельности театра директор Игорь Соколов, проработавший в "ФЭСТе" 14 лет без нареканий, отмеченный наградой губернатора Московской области как "Лучший руководитель учреждений культуры Московской области" (2013 г.), был уволен без объяснения причин, а должность директора была упразднена.
Основатель "ФЭСТа" Игорь Шаповалов прокомментировал журналу "ТЕАТР" происходящее и рассказал о нескольких общих сюжетах, усугубляющих нынешнее положение мытищинского театра:
"Наша администрация городского округа Мытищи начала травлю театра, и все наши попытки каким-то образом добиться — что не устраивает, каким образом урегулировать ситуацию? — не приводят ни к чему. Нам катастрофически сократили бюджет, театр не может в этих рамках существовать. Убрали бухгалтерию. Изменили устав.
Я являюсь создателем этого театра (ему в этом году 30 лет) и работал по бессрочному контракту. Теперь меня начали плавно готовить к тому, чтобы убрать, и заменили бессрочный контракт на двухлетний. Плюс к этому, я был всегда художественным руководителем, а мне навязали ещё должность директора. Так что у меня должность теперь звучит "директор — художественный руководитель". И все мои попытки протестовать против этого не возымели никакого успеха, потому как нужно было иметь возможность… ну, как к худруку они ко мне придраться не могут, а вот как к директору — всегда можно найти какие-нибудь зацепки. Вот на это расчёт.
Могу добавить ещё две наиболее вопиющие истории — они касаются не только нашего театра, а в целом нынешнего театрального движения. Сейчас появилась и третий год существует замечательная программа — помощь театрам малых городов. Блестящая программа, очень грамотно придуманная и действительно рассчитанная на то, чтобы дать мощный импульс к дальнейшему развитию русского репертуарного театра. В общей сложности по России 159 театров в ней принимают участие. Значит, выделяются средства (и, в общем, немалые по меркам театров малых городов) — на постановки спектаклей и на материально-техническое развитие театра. И местные власти сразу сориентировались: ага, раз деньги выделяются, мы тогда свои, местные бюджеты урежем. Программа началась в 2017 году, тут они ещё среагировать не успели; в 2018 году они так, в общем, робко попробовали урезать местные субсидии, но не сильно урезали; а в этом году уже очень серьёзно — семнадцать театров получили урезанные бюджеты местные в связи с тем, что… И как бы свели на нет действие этой программы: то, что выделяется в рамках федеральной программы, то "компенсируется" уменьшением местного бюджета. И есть ещё одна сторона медали — в следующем году программа перестанет действовать, а я вот на сто процентов уверен, что местные бюджеты не вернутся к тем цифрам, которые были до начала этой федеральной программы. То есть получится, что у театров положение и так-то было невесёлое, а теперь будет просто бедственное.
Вторая история вот какая. Есть так называемая предпринимательская деятельность театров — то, что получают театры от реализации билетов, проведения каких-нибудь праздничных мероприятий и так далее — короче говоря, те средства, которые театр зарабатывает. И местные власти говорят: а, ну вот вы же зарабатываете, на муниципальной собственности зарабатываете, поэтому мы имеем право уменьшить вам муниципальную субсидию на размер заработанных вами средств. Ну, во-первых, это противозаконно — по положению о мерах поддержки театра, утверждённое постановление правительства: чётко совершенно сказано, что размеры предпринимательской деятельности не могут влиять на размеры местной субсидии. А во-вторых — с точки зрения логики получается, что театрам в таком случае противопоказано вести активную творческую деятельность, поскольку получается, что чем активнее ты работаешь, тем меньше средств тебе выделяют".
Текст открытого письма - //www.thefest.ru/zashhitite-teatr-v-mytishhah-ot-proizvola-chinovnikov/
Елена Алдашева
http://oteatre.info/fest-chinovniki/