«ФЭСТ» был образован, как театральное содружество молодых актеров, которые учились в Московском государственном университете леса (МГУЛ) на факультете, который так и назывался – ФЭСТ. В 1988 году театр стал профессиональным. Летом 1990 года все 14 актеров тогда еще хозрасчетного театра «ФЭСТ» поступили на единый учебный курс в одну из старейших театральных школ страны, легендарную «Щепку». Это до сих пор считается уникальным событием, когда все актеры одного театра учились на одном целевом театральном курсе. Выпуск 1995 года руководство «Щепки» признали лучшим за 10 лет, а некоторые спектакли, например, «Мысль» по рассказу Леонида Андреева, до сих пор находятся в репертуаре театра и играются при аншлагах, не говоря уже о премьерах.
Для Мытищ «ФЭСТ» играет колоссальную роль. Мытищи для Подмосковья вообще уникальный город, в нем сразу два театра, есть еще театр «Огниво», также довольно популярный. А вот в соседнем Красногорске, который по численности сопоставим с Мытищами, театра нет вообще. И в Химках тоже. Почему-то считается, что жители Ближнего Подмосковья могут ездить в театры в центр Москвы. Могут, конечно, только возвращаться им приходится либо по пробкам, либо толкаясь в вечерних электричках. У транспортной проблемы есть, кстати, и обратная сторона медали. Подмосковным театрам крайне трудно завлечь к себе столичную публику даже из близлежащих спальных районов Москвы – добираться трудно. Хотя качество многих подмосковных театров отнюдь не уступает столичным.
Театры Москвы берут своим эпатажем. Нецензурные диалоги на сцене, резкие речи с уходом в политику, демонстрация интимных частей тела, любовные сцены на грани, или за гранью фола. Все это подается, как проявление свободы творчества режиссеров и актеров. Хотя иногда это всего лишь преодоление творческой фригидности. В Подмосковье все значительно скромнее и приличнее. Отсюда и меньше хайпа, и меньше возможностей для скандального пиара. Но становится ли театр хуже, если сохраняет сценическую целомудренность? Отнюдь. Такой театр просто придерживается изначальной концепции театрального искусства и методики постановок.
Главное – это образы, чувства и эмоции героев, которые можно выражать, не нарушая нормы морали. Конечно, без современного хайпа практически невозможно завлечь молодую аудиторию, от 16 до 36 лет. Но театральная аудитория никогда и не была молодой, если не брать в расчет детские спектакли. В 25 лет трудно понять всю прелесть классицизма театральных ритуалов. От тщательного подбора платья для похода в театр, до классического бокала шампанского в антракте. Да и изжога от школьной зубрежки пьес еще окончательно не пропала.
Чтобы понять театр, нужно сначала научиться понимать себя самого.
Сегодня «ФЭСТ» ежемесячно дает более 20 спектаклей и заслуженно считается лидером среди театров малых городов России. В репертуаре более 50 постановок. Почти все они неизбежно собирают аншлаги, а социальные проекты, такие, как например, «Театр идет в город», пользуются заслуженным уважением не только у театральной аудитории. Фестиваль «Подмосковные вечера», который традиционно проводится на площадке «ФЭСТ», давно признан театральными критиками, как клондайк сценических дарований. Так что для успешности московская театральная прописка вовсе не обязательно, а то, что 30 лет в театр ходят люди, говорит о том, что они собираются это делать еще, как минимум, столько же.
Опубликовано на www.cult-and-art.net